Суббота, 27 апреля, 2024    
Главная > "Поклонимся великим тем годам..." > НЕИЗВЕСТНЫЕ СУДЬБЫ ЗЕМЛЯКОВ

НЕИЗВЕСТНЫЕ СУДЬБЫ ЗЕМЛЯКОВ

Наше село Большая Ольшанка богато своей историей, а историю создают её жители, которым на протяжении многих лет пришлось пережить множество испытаний, и каждая судьба человека сложилась по-своему. Но очень жаль, что иногда об удивительной судьбе своего земляка мы узнаем после его смерти, иногда даже по чистой случайности.
Много земляков покинули родные края после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Создали семьи, вырастили детей, воспитали внуков, стали известными и почётными людьми в других городах и странах. А сколько таких, кто не вернулся в родные края, остаётся только догадываться.
Они считают себя простыми людьми и уверены, что о них не помнят или даже не знают. А посетив родные края, они считают себя «чужаками» в родных местах. А сколько нового и интересного могли бы они рассказать молодому поколению. Так случилось и в нашей истории с участником Великой Отечественной войны Манешиным Павлом Михайловичем.
Родился Павел Михайлович 1 октября 1925 года в нашем селе, тогда ещё это был Аткарский уезд Саратовской губернии, в большой крестьянской семье. Он был самым младшим ребёнком среди шестерых детей в семье Манешиных Михаила Алексеевича и Анастасии Павловны (в девичестве Карягина). Жили они небогато, но и бедности не знали, имели своё небольшое хозяйство, в котором трудились всей семьей.
Из рукописных воспоминаний Павла Михайловича: «Отец и мать всё время работали. Ещё были живы старенькие родители отца и нас шестеро детей. Всех надо было как-то кормить. Чтобы пахать, сеять и убирать хлеб, надо было держать лошадь, а также корову, овец, свинью и телят.
Помню, когда я болел, отец находил время сидеть возле меня. Он лечил меня от кори. Напильником пилил медный пятак и мелкие опилки давал мне, чтобы я их проглотил.
Помню, как он привёл меня к портному. В маленькой избе, где были только печь, кровать и стол, было жарко и душно. Я очень утомился. Через некоторые время у меня появился новенький полушубок. Видимо, впервые мне сшили одёжку.
Я одевал этот полушубок и выходил во двор. Однажды я увидел, что дверь в амбар открыта. Я подошёл к амбару и увидел там отца. Он работал. Я видел как он большими кругами колыхал огромное решето, подвешенное к перекладине на потолке. В решете была пшеница. Она переливалась как вода в ручье – с одного места на другое.
Отец позволил мне посмотреть на весь процесс очистки семян, а потом подошёл ко мне поближе, погладил по голове и сказал, что здесь долго находиться мне нельзя, так как много пыли и велел идти гулять. Я очень был рад, что мне удалось увидеть как работает мой отец. Я видел как он молотил. Как он участвовал в молотьбе цепами, как молотил на молотилке. Всё это было до того самого дня, когда отец предстал перед моими глазами до необычайности обеспокоенным».
В 1931 году, по решению заседания районной особой комиссии по раскулачиванию, семья Михаила Алексеевича была подвергнута административному выселению. Мать Анастасию Павловну удалось спрятать в селе, но через пару месяцев она умерла.
Из семьи в селе оставалась только старшая сестра Мария, её не выслали, так как она была замужем и жила отдельно от родителей.
Остался в селе и Павел Михайлович, которого просто выгнали босым на улицу. Он оказался один на один со своей Ольшанкой и её жителями без каких-либо средств к существованию. В это время ему было неполных семь лет.
Первое время он жил у сестры, с едой в это время было туго, и чтобы не сидеть на шее у родных, ему приходилось зарабатывать. Поначалу мальчишка просил милостыню, потом пас колхозных лошадей, работал на табачных полях. От зари до зари, наравне вместе со взрослыми пропадал он на тяжёлых полевых работах. Было очень тяжело, но нужно было как-то жить дальше.
Павел Михайлович понимал, что с клеймом «сын кулака» все дороги для него были закрыты. Но повзрослев, ему всё же удалось закончить начальную школу. Даже старший брат Тимофей, вернувшись через несколько лет в село, возьмёт фамилию жены и станет Азовцевым Тимофеем Михайловичем.
…Когда началась война, ему было 15 лет, а как только исполнилось 18, сразу ушел на фронт, где его отправили на Дальний Восток защищать Родину. Служил он в 271 артиллерийском полку 103 стрелковой дивизии. Был участником знаменитой Маньчжурской операции в должности командира орудия. За годы службы был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 г.г» и другими наградами.
После окончания войны П.М. Манешин решил связать свою жизнь с военной службой и поступил в Хабаровское военное училище, после окончания которого продолжил службу в рядах советской армии.
В 1968 году с женой и двумя сыновьями переехал в Оренбург, где работал на должности пропагандиста политотдела учебного
Центра артиллерии. Здесь и прослужил до пенсии.
После выхода на пенсию, Павел Михайлович стал активным участником творческого объединения «Оренбургская крепость» при областном Доме литераторов имени С.А. Аксакова.
Павел Михайлович ещё в юности написал свои первые стихи, а после выхода на пенсию продолжил их писать. Большая часть стихов посвящены Великой Отечественной войне, воспоминаниям и, конечно же, своей малой родине.

Большая Ольшанка
Изгибы реки и просторы полей –
Приметы живые Ольшанки моей.
Рощи густые теснятся вокруг,
Леса, перелески, листвы изумруд.
Хлебами, садами богата земля,
Трудом земляки прославляют тебя.
Село у пригорка растет и цветёт.
Село хорошеет, сельчанам – почёт.
Гордишься ты мужеством наших ребят,
Любуешься стройностью наших девчат.
Большая Ольшанка – родные края,
Мы дети твои, и мы любим тебя.

Артдивизион
Ночной затянут небосклон, восток ещё не загорался,
Вслепую «артдивизион» на «огневые» продвигался.
Вкопались тихо, как могли, и лица будто просветлели,
Когда в окопах пролегли стволов стальные параллели.
Не дрогнут сердце и рука, но всё здесь надо делать быстро:
Не просто цель – найти врага, опередить врага на выстрел!
Родной земли тревожен мрак, трепещет мир от тёмной силы.
Попробуй сунься, подлый враг, найдёшь ты здесь себе могилу.

И таких стихов у него набралось на целый сборник.
В 2019 году последний раз Павел Михайлович посетил родное село, где он родился и вырос, где проходило его детство и юные годы. Конечно же, в первую очередь он побывал на кладбище, где похоронены его самые родные и близкие люди – родители, младшая сестра и брат. Прошёлся по родной улице, где когда-то бегал босым мальчишкой, с грустью и тоской взглянул на место где когда-то находился родительский дом Манешиных.
Трудно описать чувства человека, которого не было в родных краях более 50 лет. Но сколько бы ни прошло лет, все равно каждого человека тянет домой, на свою малую родину. Каждому хочется вернуться на мгновенье в свой родной дом, увидеть знакомые лица, пройтись по родной земле и вдохнуть воздух родного края.
Не встретив ни знакомых, ни друзей, Павел Михайлович не решился встретиться с учениками нашей школы. «Все равно меня там не знают», – позже он скажет своему сыну. А вот с оренбургскими школьниками и студентами Павел Михайлович встречался часто, рассказывая им о своей службе во время Великой Оте-чественной войны, о том, как важно, чтобы не было войны и чтобы был мир на всей земле.
Умер Павел Михайлович в 2022 году в звании полковника в отставке, в возрасте 96 лет. Похоронен в Оренбурге.
Нам очень жаль, что нам не удалось увидеться и пообщаться с таким замечательным и творческим человеком, нашим земляком, участником Великой Отечественной войны, как Манешин Павел Михайлович. Историю о судьбе Павла Михайловича нам рассказал уже после смерти его сын Геннадий Павлович Манешин.
В. МЕЛЬЧЕНКО, советник директора по воспитанию МБОУ «СОШ с. Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области».
Фото из из семейного архива сына Геннадия Павловича Манешина.

Список неизвестных судеб участников ВОВ читайте в районной газете «Народная трибуна» в №2 от 16 января 2024 года.

#Отечество#Герои#Победа#