Четверг, 18 апреля, 2024    

Силу черпали в любви

Есть события, над которыми не властно время, но которые навсегда останутся в памяти людей. 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война – беспощадная и тяжёлая, она унесла и покалечила миллионы жизней и судеб ни в чём не повинных людей. И чем больше проходит лет, тем глобальнее видятся масштабы пережитого.
На страницах газеты «Народная трибуна» я хотела бы рассказать о моих родителях – Александре Ивановиче и Антонине Сергеевне Чулковых.
Январь 1941 года – мирное время, новый год вступал в свои права, ещё не прозвучал в громкоговоритель голос-набат Юрия Левитана с оповещением о начале войны, не бомбят фашис-ты наши города и сёла,
не гибнут дети.
По каким-то причинам весёлый новогодний праздник, в Бедняковской школе Баландинского района было решено отпраздновать пятого января. Как знать, может быть так распорядилась судьба?
Учителю начальных классов – Антонине Сергеевне, 19 декабря только что исполнился 21 год. Добрая, красивая и весёлая – она всегда была в центре всеобщего внимания, её очень любили дети. Вместе со своими учениками она весь декабрь готовила украшения для ёлки – клеили разноцветные гирлянды из бумаги, делали ватных зайчиков, а ещё – разучивали новогодние стихи и песни. Дети, конечно же, ждали подарков, загадывали желания и надеялись на чудо. Когда на празднике, в лёгком платье, воздушная, с высоко убранными косами – «короной», появилась Антонина Сергеевна, многие подумали, что вот оно и пришло, то самое «чудное мгновение». А молодая учительница и сама была в ожидании, что-то подсказывало ей, что скоро что-то произойдёт, а что?
В разгар праздника, когда она вместе с детьми кружилась в хороводе вокруг ёлки, в зал вошёл стройный, высокий парень с немного грустными и такими родными глазами. Сердечко у молоденькой учительницы затрепетало и чуть не выпрыгнуло из груди. Антонина Сергеевна поняла, что новогоднее чудо для неё свершилось, вот он – её суженный пришёл для того, чтобы быть навсегда рядом. Это был 25-летний военрук Александр Иванович Чулков. Молодые люди встретились глазами и долго не могли отвес-ти друг от друга взгляд, казалось, что стихла музыка, и в зале остались
только они вдвоём.
Пять месяцев встречались учительница и военрук, прежде чем пожениться. Со слезами на глазах вспоминала моя мама – Антонина Сергеевна, то время, когда они – молодые и здоровые строили жизненные планы, мечтали о счастливом, безоблачном будущем. Но, как гром среди ясного неба грянуло известие – ВОЙНА! И вмиг рухнули радужные надежды, жизнь пошла по другому пути…
С первых дней войны Александра Ивановича призвали на фронт. Он ушёл, оставив молодую жену, которую теперь был просто обязан защищать, ушёл, не зная, что та уже носит под сердцем их сына.
Служил Александр Иванович – мой папа, в 26-й Гвардейской пушечной артиллерийской дивизии. Командир отделения тяги в звании сержанта организовывал работу ездовых по уходу за лошадьми и упряжью, следил за исправностью техники, обес-печивал своевременную подачу орудий на огневую позицию батареи. Командование не раз отмечало мужество и находчивость молодого командира, его действия неоднократно предрешали исход сражений, ведь он выводил орудия батареи на передовую и помогал расчётам вести целенаправленный огонь по укреплениям и
живой силе противника.
Александр Иванович в минуты затишья вспоминал свою семью, думал, все ли живы-здоровы, беспокоился, почему так долго нет весточки из дома. Представляю, какой радостью светились его глаза, когда он держал в руках долгожданное письмо с хорошими вестями о рождении сына.
В 1944 году, ранней весной, под командованием Александра Ивановича батарея совершила марш-бросок на 410 километров вглубь фронта, вся техника и орудие прошли этот путь в полной исправности. Но чего это стоило! При переправе через реку у одного из тракторов, тащивших за собой орудие, внезапно лопнул трос и орудие, сорвавшись с моста, ушло под весенний лёд. Александр Иванович взял всю ответственность на себя, его не испугал ни пронизывающий леденящий ветер, ни зияющая бесконечным омутом, среди белого простора реки прорубь. Он долго нырял в холодную воду, пытаясь зацепить орудие тросом, и в конце концов – это ему удалось. Батарея двинулась дальше, выполнила приказ – заняла огневые позиции и приняла бой. В этом бою папа был контужен. Командование по достоинству оценило заслуги Александра Ивановича перед Родиной, представив его к ордену Красной Звезды.
Были у папы и другие боевые награды – медали «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.». Не просто так они оказались на гимнастёрке молодого орденоносца. На алтарь Великой Победы он положил своё здоровье.
ока папа воевал, а домой он вернулся в мае 1946 года, сыну, которого назвали Евгением, исполнилось пять лет. Мама во время войны продолжала работать учителем, трудилась в колхозе, не чуралась никакой работы: собирала посылки на фронт, вязала носки и варежки, собирала вместе со школьниками колоски на полях, чтобы ни одно зёрнышко не «ушло» в землю. Делала всё, что могла – для фронта, для Победы. И ждала, ждала своего ненаглядного, в очередной раз надеясь на чудо. И оно произошло – Александр Иванович вернулся домой, обнял жену, поднял высоко вверх сына – к самому небу, чтобы тот увидел родной край, за который отдано столько жизней. Казалось, вот оно и счастье!
Папа стал работать военруком. Зажили супруги Чулковы душа в душу, вскоре друг за другом родились две дочери – Татьяна и Ольга – папина радость. Проблемы со здоровьем у Александра Ивановича начались в конце 40-х годов. С каждым годом тревожный звоночек «звонил» всё чаще и чаше – болезнь прогрессировала. Организм не «простил» длительного переохлаждения военной весной 1944 года. В 1960 году папа уже был инвалидом первой группы.
Нелегко молодому мужчине, активному, волевому, так любившему жизнь, в 44 года стать беспомощным. Он перенёс девять операций, в результате которых были ампутированы ноги, рука, на другой осталось только несколько пальцев, к концу жизни, а папа скончался на 82 году, он потерял ещё и зрение.
Все эти годы Антонина Сергеевна была рядом с мужем, поддерживала его, как могла. Наверное, поэтому он и смог прожить долгую жизнь, окружённый заботой и любовью семьи и не упасть духом. А наша мамочка растила нас – детей, работала в школе учителем, выполняла все домашние дела, а ещё делала папе около 15 уколов в сутки, чтобы хоть как-то облегчить его адские боли, перевязывала и обрабатывала раны, кормила с ложечки. И так в течение пятидесяти лет! Это ли не героизм, не самопожертвование!
Только Антонина Сергеевна, наша дорогая мамочка, так не считала.
– Многие женщины после войны вдовыми, да одинокими остались, а у меня любимый муж есть, который всегда
рядом, дети. Сколько бы не было невзгод, – говорила мама,– вместе мы переживём всё. Добрых людей намного больше, чем злых и завистливых, они всегда приходят нам на помощь.
Да, люди не были сторонними наблюдателями. В школе входили в положение мамы, коллеги помогали, как могли и чем могли, ведь Антонина Сергеевна была единственной кормилицей трёх детей и мужа-инвалида. Администрация района выделила нашей семье квартиру в многоэтажном доме на втором этаже на улице Советской, папе стало намного проще получать медицинские услуги, которые ему были жизненно необходимы. Всем, кто проявил сердечность и доброту, от нашей семьи – низкий поклон!
мерть сына Евгения, моего брата, очень подкосила родителей, но горе они перенесли стойко, как всегда, поддерживая друг друга. Соседи, знакомые, родные навещали их, но никогда, никто не слышал сетований на тяжёлую судьбу – мама и папа старались не обременять никого своими проблемами.
Став взрослым человеком, я много раз задавала себе вопрос: «Откуда мои родители черпали силу? Почему, даже в такой тяжёлой жизненной ситуации, они не очерствели, не озлобились, не были обижены на весь мир? Что помогало им выживать, в буквальном смысле этого слова?» И у меня только один ответ: Любовь, да именно Любовь с большой буквы победила войну, дала жизнь детям, несколько раз побеждала смерть.
Родители прожили вместе 61 год – хранили и берегли это светлое чувство и пронесли любовь через всю жизнь. Мои родители знали, что значит боль, горе, отчаяние, но верили, что худшие времена пройдут, а душа всё перетерпит, поэтому и научились радоваться каждому дню, проведённому вместе.
После смерти папы в 2002 году, мама прожила десять лет. Для неё, как и для нас, дочерей, семи внуков, пяти правнуков и пяти праправнуков День Победы – самый светлый и чистый праздник – «со слезами на глазах». Папа – Александр Иванович всегда очень ждал его, с радостью встречал людей, приходивших поздравить его, и с надеждой и улыбкой всматривался в будущее – ведь прожит ещё один год без войны.
Александр Иванович и Антонина Сергеевна – дорогие родители незримо присутствуют в нашей жизни. Мы мысленно спрашиваем у них совета, просим о помощи, равняемся на них, да и как по-другому. Ведь они остались людьми всем смертям назло…
О. НИКИШОНКОВА, дочь. г. Калининск.
Фото из семейного архива Чулковых.