Суббота, 27 апреля, 2024    
Главная > К 75-летию Великой Победы > Подвиг, ценою в жизнь

Подвиг, ценою в жизнь

Страх, боль, ужас. Такие чувства вызывает только одно слово – «ВОЙНА». Не дошли до нашего края фашистские солдаты, только пугающие отголоски боёв за Сталинград тревожным набатом отдавались в душах баландинцев. Да сердце мучительно сжималось за тех, кто был там, на передовой, кто ценой своих жизней сдерживал врага и не пускал его дальше. Остались целы сёла и деревни Баландинского района, но горе пришло почти в каждый дом – тысячи наших земляков сложили головы на полях сражений. Мы помним и чтим имена павших и оставшихся в живых защитников Родины, проявивших высокую боевую доблесть на фронтах Великой Оте-чественной войны. Чем дальше уходят от нас горькие годы, чем больше зарастают раны войны, тем величественнее представляется титанический подвиг, совершённый советским народом.
Есть в г. Калининске на «русском» кладбище, что находится в черте города Калининска , в районе «Булановки», захоронение, с обелиска «смотрит» молодой лётчик –
Николай Иванович Шадура. Он не был нашим земляком и может быть поэтому, к сожалению, его подвиг малоизвестен. Сохранились крупицы информации, да обрывочные воспоминания о человеке, который ценой своей жизни спас десятки жизней баландинцев.
…29 февраля 1944 года совершался перелёт по маршруту Разбойщина – Борисоглебск. Командовал группой из нескольких самолётов капитан Николай Иванович Шадура. Ничего не предвещало беды, как вдруг недалеко от деревни Варварина Гайка – в 15 километрах от Баланды – самолет капитана Шадуры загорелся в воздухе. Некоторое время Шадура и второй член экипажа старшина Николай Григорьевич Шаров пытались справиться с пожаром, но безуспешно. Экипаж принял решение увести машину как можно дальше от крупного населённого пункта, чтобы не погибли мирные жители. Самолет ударился о землю и взорвался. Летчики погибли, но ценой своих жизней спасли мирных граждан. Это всё, что до сегодняшнего времени было известно о мужественном поступке лётчиков.
Сотрудники редакции газеты «Народная трибуна» попытались отыскать хоть какие-то факты из жизни лётчика. Было просмотрено множество архивных документов, в работе активно использовались сайты: «Подвиг народа», «Память народа», «Люди и награждения». В документах тех лет очень много сокращений, недосказанного. Но нам всё-таки удалось по крупицам добыть пусть небольшую, но такую значимую информацию о лётчике-герое. Это только небольшая толика
того, что мы обязаны сделать в память о человеке, принявшем волевое
решение и не давшем войне обрушиться с неба на мирный посёлок.
Родился Николай Иванович Шадура в 1919 году в Украине, в Черкасской области, Каневском районе, селе Поповка. В 1938 году был призван в Красную Армию, где проявил себя с наилучшей стороны. Решительный, активный, ответственный – именно эти ка-чества пригодились будущему лётчику. Окончив военное училище, в звании старшего лейтенанта, он получил распределение на Западный фронт и стал служить в 765-м штурмовом авиационном полку, 216-й смешанной авиадивизии. А уже первого июня 1942 года Николай Шадура совершает свой первый боевой вылет на самолёте «ИЛ-2».
Несмотря на молодость, Николай Иванович, пользовался заслуженным авторитетом среди однополчан, поэтому его назначают заместителем второй эскадрильи по политической части. Во всех боевых операциях он был ведущим-командиром группы, в которой было от трёх до шести самолётов. Как правило, в технике воздушного боя атакует цель только ведущий, а ведомые прикрывают командира и вступают в бой только с теми самолётами, которые угрожают ведущему. Все задания, по мнению командира полка, выполнял он отлично, на цель наводил точно. Поэтому и послужной список Николая Ивановича на тот период выглядел внушительно. В один из таких вылетов Шадура уничтожил и повредил 57 вражеских автомашин с грузом и живой силой, взорвал автоцистерну, десять танков, дзот, два полевых орудия, около 70 солдат и офицеров.
14 сентября 1942 года при штурме немецких войск в пригороде Ржева «ИЛ-2» атаковали 15 «мессершмиттов», один из них Шадура уничтожил, но сам был ранен. Смелость и находчивость, спокойствие и хладнокровие позволили раненому в голову, в поясницу и правую кисть Николаю Ивановичу долететь до линии фронта. Мотор отказал, лётчик посадил машину между окопами противника и нашими, ему удалось раненому добраться до расположения советских войск. А далее – госпиталь, лечение. И… заслуженная благодарность генерала-майора авиации Громова за проявленную храбрость.
С июня по март 1943 года лётчик произвёл 33 полёта в стан врага, с целью уничтожения мотоме-ханизированных частей противни-
ка, живой силы и опорных пунктов.
Например, девятого февраля 1943 года Николай Иванович во главе группы из шести самолётов штурмовал аэродром «Славянский», что на Кубани, на котором находилось до 30 фашистских юнкерсов (немецкий основной транспортный самолет) и до 15 единиц «мессершмиттов» (истребитель). Группа советских лётчиков сделала два захода на бомбометание и штурмовку. На бреющем полёте было уничтожено восемь «юнкерсов», большое количество самолётов противника было выведено из строя пулемётно-пушечным огнём. Советские самолёты были атакованы десятью «мессершмиттами». Подчиняясь умелым командам Шадуры, лётчикам удалось отбить атаки врага, вся группа вернулась на аэродром в целости и сохранности.
Двенадцатого марта этого же года группе из четырёх боевых машин было дано задание: разбомбить переправу противника, находящуюся на северо-западной окраине города Темрюка. Во время выхода из атаки, лётчик заметил семь «юнкерсов» противника, которые шли курсом 270 градусов над Ахтанизовским лиманом на высоте 10-15 метров, и дал команду «К атаке!». Затем Николай Иванович пулемётным огнём поджёг ведущий немецкий самолёт, который упал в лиман. Лётчики – старший лейтенант Олюха и лейтенант Илмухамедов уничтожили ещё два самолёта. Благодаря умелому командованию, снова без потерь вернулись отважные пилоты домой.
Командир авиационного полка майор Занозирин представил
Н.И. Шадуру к награде и очередному званию – капитан. В своём рапорте он так характеризует Николая Ивановича: «Товарищ Шадура – человек железной воли, отлично владеющий самолётом «ИЛ-2». В бою ведёт себя решительно, инициативно, в соответствии с обстановкой, сочетая самопожертвование со знанием дела. Он входит в ряды героев войны. Замечательный лётчик-штурмовик, достойный питомец сталинской школы. За отличное выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм, боец достоин представления к правительственной награде – ордену Красного Знамени».
Интересен тот факт, что пчеловод, председатель колхоза из Куйбышевской области Иван Болотин перечислил 120 тысяч рублей на строительство самолёта, затем самолёт с надписью на борту «Иван Болотин» был передан лётчику-орденоносцу, капитану Николаю Ивановичу Шадуре. На этой боевой машине выполнено 13 боевых вылетов, и каждый из них был результативным. Именно на этом самолёте лётчик отправился в свой последний полёт…
После окончания войны капитан Н.И. Шадура за проявленное мужество посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.
Все годы за захоронением ухаживают сотрудники Калининского военного комиссариата: установлено надгробие, могила обложена плиткой и огорожена кованой оградкой. Также они не оставляют без внимания и прилегающую территорию, убирают мусор, сухую траву и ветви ученики СОШ №2 и работники ООО «Калининское ДРСУ№1». Ежегодно у могилы героя-лётчика в канун Дня Победы проводятся митинги. Со слов очевидцев, несколько десятков лет назад приезжали родственники Шадуры из Украины. И были крайне удивлены, что далеко в России, на протяжении многих десятилетий чтут память Николая Ивановича, что нашлись неравнодушные люди, для которых лётчик стал частью истории Калининского района.
…Летом тихо шелестит листва над могилой, зимой снег срывается с ветвей и выстилает белоснежным ковром землю у памятника, с которого смотрит 25-летний герой той далёкой, но такой близкой войны – Николай Иванович Шадура.
Вечная память герою!
М. РЕБРОВА.