Пятница, 7 ноября, 2025    
Главная > "Поклонимся великим тем годам..." > Моя мама была примером стойкости и трудолюбия

Моя мама была примером стойкости и трудолюбия

Давно хотела рассказать о поколении, рождённом в 20-е годы XX века. К нему относились и мои родители. На их долю выпало немало испытаний и трудностей, особенно на долю тех, кто жил в деревне. Что помогало быть сильным и, не смотря ни на что, уметь радоваться и заботится о близких? Наверное, внутренний стержень. К этому поколению относилась и моя мама МАСЛОВА Мария Ильинична.
Родилась мама в 1922 году в селе Орловка Ней-Вальтерского района в семье крестьян Ильи Ефимовича и Домны Анд-реевны. У них уже было две дочери Клавдия и Анастасия. После рождения мамы родились ещё двое детей – сын Иван и дочь Нюра. Семья считалась крепкой, имели дом, лошадь с сохой и корову на две семьи с братом. Она попала даже в спис-ки под раскулачивание, чудом удалось избежать выселения. Может, учли маленький возраст детей?
Семья пережила голодомор, ели лепёшки из отрубей смешанных с лебедой. Потом началась коллективизация. Илья Ефимович и Домна Андреевна ушли на сход, который проводили в селе. Вернувшись, бабушка пожаловалась на головную боль. Упала на кровать и так больше и не встала. Через три дня умерла от инсульта.
Старшая из дочерей приняла решение уехать во вновь организованный откормпункт в посёлке Талики Баландинского района. Спустя полгода, от воспаления лёгких умирает младшая Нюра. Затем крупозным воспалением лёгких заболел и Илья Ефимович. Тяжёлая болезнь забрала и главу семьи.
Младшие остались одни и старшая сестра забрала всех к себе в Талики. Все стали работать. Маме было 13 лет, в откормсовхоз по малолетству её не брали. Она приглядывала за детьми, за это её где-то кормили, где-то давали с собой краюху хлеба. Когда Маше исполнилось 16 лет, её приняли в откормсовхоз разнорабочей. Выращивала овощи, ухаживала за телятами, подменяла телятниц и свинарок.
Постепенно сёстры стали обзаводиться семьями, рожать детей. Жили все в бараках, но это был хоть какой-то, но угол. Казалось бы, жизнь стала потихоньку налаживаться. Но в июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Мужиков забрали на фронт, а вся работа легла на плечи женщин, девушек и подростков. Мама стала работать свинаркой, брат пошёл на курсы трактористов. Они практически жили на работе. Не хватало рабочих рук, а поголовье свиней увеличивалось, нужно было помогать фронту. Сажали и выращивали табак, картошку и тоже всё для фронта.
В 1942 году, когда враг был под Сталинградом, большую часть молодёжи стали отправлять рыть оборонительные окопы. На ферме один человек работал за двоих. Осенью и зимой холодно, сыро, одеть особо было нечего, и мама сильно простудилась. Лечилась народными методами, и болезнь вроде отступила. Но, проснувшись однажды утром поняла, что потеряла слух. Как выяснилось позже, простуда дала осложнение на слуховой нерв. Нашли хирурга в селе Безобразовка, который взялся лечить маму. Но вскоре и его призвали на фронт. Семья, работа, общая беда не давали думать о болезни. А она не отступила, а только прогрессировала. Моему родному человеку пришлось учиться жить заново. Научилась читать по губам, понимать жесты.
А трудиться не переставала ни на один день. Её перевели работать кормовозом. Нужно было встать ни свет, ни заря, из огромных чанов лопатой погрузить кашу и развезти её свиньям до прихода свинарок. И так два раза в день. А потом бежала обрабатывать свои делянки со свеклой и табаком. Росточком мама была маленькой, но на работе и мужик бы за ней не угнался.
Когда закончилась Великая Оте-чественная война, многие мужики не вернулись домой. У старшей сестры муж пропал без вести, позже поисковиками под Сталинградом был найден его медальон. Мама помогала сёстрам нянчить их детей.
В совхозе же рабочих рук не хватало. Стали привлекать условников и вольнонаёмников. Так мама и встретила моего отца, который был родом из Гомеля. Он работал вместе с ней. Сначала просто дружили, а потом стали жить вместе. Маме было 30 лет, когда она забеременела. Родня была против, чтобы она рожала. Как глухая будет воспитывать ребёнка? Да и с отцом пошёл разлад. Маму поддержала баба Лида Клещевникова, мудрая и добрая женщина. Она сразу сказала, что рождение ребёнка это радость, рядом всегда будет родной человечек. А Бог даст, может и доченька родиться.
Так на свет появилась я. От того, что работа у мамы была тяжёлая, родилась недоношенной. Помогала выхаживать меня баба Лида, и маму поддерживала во всём. Так я, можно сказать, и выжила.
Если женщины, у которых мужья вернулись с фронта, могли уйти на выходной, у мамы такой возможности не было. Она работала, не покладая рук. И откуда только силы брались?
В 1967 году Талики признали бесперспективным селом. Оно просто стало вымирать. Закрыли медпункт, в школе только три класса. Люди стали разъезжаться. Нам было предписано перебраться в Фёдоровку или в Малую Екатериновку.
Пока я училась в Энгельсе в техникуме, мама продолжала работать. Первоначально по распределению мне предложили хорошее место в городе, семейное общежитие. Но как глухая, мама будет жить в городской среде? О том, чтобы оставить её одну и устраивать свою жизнь, я и мысли не допускала. Взяла направление в с. Казачку.
В 1972 году маму к себе перевезла. Она работала в совхозе Ленина на сезонных работах, у нас было подсобное хозяйство. С большим удовольствием ухаживала за внуком, благодаря её помощи мне удалось получить высшее образование.
В 1978 году наша семья переехала в Калининск. Здесь мама занялась огородом. Излишки несла на базар. Я журила её за это, боялась, переживала, не слышит ведь. Чуть позже стала понимать, что ей дорого было общение с людьми. Когда она встречала своих, деревенских, радость была большая. Она всех их считала, чуть ли не родственниками.
Много читала. Книги, газеты. Особенно любила районную газету «Путь Ильича». За ужином мама с большим удовольствием рассказывала нам обо всём, что прочитала в газете, высказывала своё мнение, комментировала. Всегда радовалась, когда приходили к нам гости, старалась угостить. Умерла мама в 85 лет.
Я и сегодня не перестаю восхищаться стойкостью, мудростью и жизнелюбием своей мамы. Росла как былинка на ветру и была стойкой как оловянный солдатик. Столько пережить и не сломаться…
Лидия МАСЛОВА, дочь.
Фото из альбома автора.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта ntkalininsk.ru. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Спасибо понятно