Суббота, 18 января, 2025    
Главная > "Поклонимся великим тем годам..." > 900 голодных, страшных дней…

900 голодных, страшных дней…

Блокада Ленинграда – одна из самых страшных страниц истории военных лет. Она продлилась 872 дня. Всё это время жители города, измученные, но готовые стоять до конца, держали последнюю линию обороны. Тогда связь с остальным миром они могли установить лишь благодаря «дороге жизни», которая пролегала по Ладожскому озеру и по воздуху.
День памяти и освобождения от гнёта немецких захватчиков вся страна отмечает 27 января. И в честь этого события мы бы хотели вновь вспомнить имена тех, кто так или иначе участвовал в освобождении Ленинграда. И тех, кто пережил ужасные годы блокады. Все они – наши земляки в той или иной степени. Некоторые родились на калининской земле и погибли на полях сражений под Ленинградом, а некоторые – приехали сюда, спасаясь от голода.

Те, кто защищал…
Александр Яковлевич Горелов. В армию его призвали, когда он был ещё учеником Петрозавадовской школы. На тот момент Александру Яковлевичу было всего-навсего 17 лет. Сразу же после призыва, его ожидало Качинское лётное училище, где программа двух лет была освоена за девять месяцев. Изучали самолёты марок «ЯК-1», «ПО-2». После того, как они были переброшены в Вольск, спустя два месяца, новобранцев выпустили из училища в звании сержантов, младших сержантов, а после распределили по частям.
Уже будучи в части, в Куйбышеве на практике они освоили «ИЛ-2» (чёрная смерть или летающий танк, как называли его бойцы). После этого пришлось изучить штурмовиков. В составе 694-го штурмового авиаполка, при переброске на боевые позиции, самолёт рухнул в лес. Это было свое-образным боевым крещением для Александра Яковлевича, но всё обошлось – он остался жив.
После этого следовали страшные бои под Ленинградом, Волховский фронт. Ежедневные полёты превращались в ежедневную игру со смертью. Александр Яковлевич не понаслышке знал, что такое «Дорога жизни», которая вела из блокадного Ленинграда. Неоднократно ему приходилось прикрывать её, чтобы уберечь людей, эвакуирующихся из западни.
Однажды, во время одного из боёв за Ленинград, экипаж самолёта, в составе которого был и Александр Горелов, выполнял боевое задание. Они с первого попадания разрушили мост, тем самым отрезав немцам отступление. На следующий же день перед строем был объявлен приказ о награждении всех членов экипажа разными наградами, в том числе и Горелова, медалью «За отвагу». Но впереди нашего отважного земляка ждало ещё множество боёв…
После окончания войны Александр Яковлевич принял участие в Параде Победы 24 июня 1945 года в Москве.
«И, даже, когда позади остались четыре страшных, огненных года войны, мы, словно впервые в жизни, услышали самое замечательное слово «победа», у меня и в мыслях не было, что я из Мурманской области, где мы оказались в День Победы, попаду в Москву», – так рассказывал о своём участии в марше Победы сам Александр Яковлевич.
* * *
Информацией о В.Н. Давыдове и К.Г. Рыскове, которые сражались в боях под Ленинградом, с нами поделилась Нина Анатольевна Артёмова, заведующая филиалом Калининского историко-краеведческого музея.
Виктор Николаевич Давыдов. Он родился в 1924 году в селе Колено Екатериновского района Аткарского уезда Саратовской губернии. Вместе с остальными солдатами был призван в ряды Красной Армии Баландинским РВК в 1942 году. Служил рядовым стрелком отдельного разведывательно-истребительного лыжного батальона на Ленинградском фронте. После войны, в канун 53-й годовщины Победы, за своё участие в боевых действиях и за свои боевые заслуги Виктор Николаевич был награждён орденом Славы III степени. Во время битвы под Ленинградом он сбил из винтовки военный вражеский самолёт.
Награждён медалями: «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне». После войны Виктор Николаевич жил в г. Калининске, а умер в 1986 году.
Константин Григорьевич Рысков. Родился в 1921 году в посёлке Баланда Аткарского уезда Саратовской губернии. Был призван на службу в армию в 1940 году, служил в морском флоте. И именно там его застала резко грянувшая война. Немецкий марш-бросок прошёл по касательной рядом с городом Красное Село Красносельского района Ленинградской области. Это произошло 10-11 сентября 1941 года, а 12 сентября было захвачено и само Красное Село. Константин Григорьевич во время этих боёв получил серьёзные ранения.
Из его воспоминаний: «В бой мы шли только с одной целью – нанести врагу сокрушительный удар. Да, было страшно. Но, наверное, патриотизм и любовь к Родине были сильнее. В Красном Селе нас встретили финны – «кукушки» («кукушки» – финские бойцы – снайперы, стрелявшие с деревьев). Именно разрывная пуля, выпущенная одним из них, попала мне в ногу. Два месяца пролежал в госпитале г. Ленинграда, затем по Ладожскому озеру был эвакуирован в Сибирь. В 1942 году покинул госпиталь и был комиссован».
Вернулся в Баланду. О его боевом пути напоминали ему всегда рана и медаль «За оборону Ленинграда». Умер Константин Григорьевич 16 августа 2009 года.

Село Колокольцовка

Среди воинов Красной Армии, которые принимали участие в боях под Ленинградом, были жители села Колокольцовка. В их числе: В.Б. Сороконенко, И.И. Дрогаченко, В.С. Семидотченко, И. Ф. Рокитянский, П.А. Кравцов, И.А. Ефименко, В.А. Кулешов, В.М. Сороконенко, П.В. Мачугин. Не о каждом из них сохранилась подробная информация, но о некоторых мы расскажем ниже, чтобы почтить память героев-земляков, защищавших колыбель революции – Ленинград.

(Материалы взяты из книги «Звонкая моя Родина» краеведа Любови Куликовой).

Василий Михайлович Сороконенко. Он родился в селе Колокольцовка и воевал под Ленинградом. О его жизни в своём школьном сочинении рассказал его правнук, который помнил о ратных подвигах своего великого родственника. Он рассказал о том, что бригада, в которой служил Василий Михайлович, была направлена на Ленинградский фронт в конце 1943 года для участия в полной ликвидации блокады города и разгрома немецко-фашистских войск.
Конечно, это задача была сопряжена с определёнными рисками, поскольку за два с половиной года немецкие войска смогли значительно укрепиться на этих территориях. Чтобы помочь наступавшим частям Красной Армии, десантная бригада, участником которой был Василий Михайлович, была переброшена в тыл врага. Ра-зумеется, фашисты не оставили это без внимания, и воины Красной Армии сразу оказались под пулемётным и миномётным обстрелом. Неизвестно, было ли это намеренным отвлечением внимания от места настоящего наступления или же просто неудачной атакой, но план провалился.
Было принято решение покинуть тыл немцев. Отходили колонной по лесному массиву, под постоянным миномётным огнём. Василий Михайлович занимал должность связного, он отвечал за передачу команд и приказов по колонне другим командирам. В связи с этим, он часто перемещался из хвостовой части в переднюю и, конечно, это было опасно вдвойне.
Внук Василия Михайловича Сороконенко рассказал, что его дедушка запомнил один конкретный момент этого боя. Это произошло в тот миг, когда на их пути возникла железнодорожная насыпь. Место было открытым, и солдаты оказались буквально на виду, под прицелом врага. Немцы воспользовались этой возможностью и открыли пулемётный огонь, не позволяя советским воинам перейти через эту насыпь.
Василию Михайловичу предстояло донести приказ в голову колонны, которая уже прошла вперёд, прежде чем фашисты ужесточили стрельбу. Тогда связист сделал в снегу, которого было достаточно много, лаз и пролез по нему через насыпь. Остальные солдаты последовали его примеру, минуя таким образом, выстрелы немцев.
На подходах к населённому пункту их группа вновь подверглась обстрелу, причём, огонь вёлся из ближнего дома. Тогда командир назначил несколько солдат, в число которых вошёл Василий Сороконенко и приказал им уничтожить огневую точку. Подобравшись к дому, они обнаружили небольшое отверстие в стене. Как оказалось, фашист спрятался в большом сундуке, из которого и вёл прицельный огонь. После того, как враг был ликвидирован, они двинулись дальше. Однако, мины продолжали сыпаться на них, и одним из осколков Сороконенко перебило левую ногу. Промедление в такой ситуации – недопустимо, поэтому санитары наложили ему шину и помогли прикрепить к лыже. Итак он на коленях, на лыжах, превозмогая боль, стал двигаться вслед за колонной.
Следуя по следам товарищей, Василий Михайлович, наконец, добрался до наших позиций и сразу отправился в госпиталь на лечение. Врачам удалось спасти его ногу. Однако, жене солдата, как сообщает внук, всё равно пришла похоронка. Связано это было с тем, что командир увидел Василия Сороконенко с перебитой ногой и, по всей видимости, посчитал, что с таким ранением ему не удастся выбраться из вражеского окружения. Но он смог…
Иван Иванович Дрогаченко. Ещё один житель села Колокольцовка, который отважно сражался за Ленинград, отстаивая символ социализма, воплотившийся в этом городе. В своём письме он подробно рассказал о том, как начался его солдатский путь.
«Мой ратный боевой путь командира взвода 376-й стрелковой Кутайской дивизии пролёг от Волхова до Прибалтики. Это тяжёлые оборонительные бои в Славянских торфяных болотах вблизи станции Мга в составе Волховского фронта. Здесь от неосторожности, лихой молодости во время открытой перебежки я был ранен в ногу. Затем прорыв блокады Ленинграда в составе 2-й Ударной армии. Этого нельзя забыть. Сплошной гул снарядов над головой, казалось, горит всё небо».
Иван Иванович принимал участие в освобождении городов Ленинградской облас-ти, в частности, Гатчины и Шлиссельбурга. За оборонные бои под Псковом и за его освобождение дивизия Ивана Дрогаченко получила наименование Псковской. Кстати, у вокзала до сих пор стоит обелиск в честь 288-й и 376-й
Стрелковых дивизий. Иван Иванович отмечает в своём письме, что ему приходилось иногда бывать там к 25-летию и 30-летию освобождения Пскова по многочисленным просьбам жителей. Там он рассказывал, как ему удалось укрепить боевые позиции, и как он услышал истошный крик бойца Казанцева. В тот миг это послужило сигналом, чтобы оборона заработала, однако, враг воспользовался туманом, который тогда густым маревом покрывал землю, и атаковал несколько раз.
Один из немецких капралов с железным крестом был убит на бруствере траншей. Как отметил в своих записях Иван Иванович, крепкие сапоги убитого перешли ко мне и служили до конца войны. Тогда немцы так и не смогли прорвать их оборону и несли огромные потери, в то время как дивизия Дрогаченко потеряла лишь двух солдат.
За умелую организацию обороны при отражении контратак противника Иван Иванович Дрогаченко вместе со своими товарищами был награждён орденом Красной Звезды.

Село Сергиевка

Немало жителей Сергиевки отправились воевать с немецкими захватчиками, чтобы защитить Родину. Многие из них также сражались под Ленинградом, и о некоторых мы расскажем подробнее. Настолько, насколько нам позволит это сделать собранный материал из книги Любови Куликовой «Серебряный край», которая с необычайным трепетом описывала ратный подвиг каждого сергиевского солдата.
Быть водителем машины во фронтовых условиях – задача не такая лёгкая, как может кому-то показаться. Под гнётом постоянных взрывов и бомбёжек бравые солдаты Красной Армии Александр Кузьмич Сисин и Григорий Васильевич Пашкин доставляли хлеб в осаждённый Ленинград. Они доставляли провизию и забирали эвакуированных по Ладожскому озеру, и во многом, благодаря их отваге, многие жители города смогли выбраться оттуда живыми. Подвиг фронтовых водителей – неоценим, и с этим сложно спорить. Григорий Пашкин был награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией», а Александр Сисин – медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Пётр Ященко из Боровой Криуши был одним из тех, кто сражался на Ленинградском фронте. Так уж совпало, что, когда подошёл к концу срок его службы в Красной Армии, впереди его ждала лишь война…
К сожалению, ему предстоя-ло пройти не только тяжёлые оборонительные бои, но также ранение и, что самое страшное, плен. Фашисты славились своей жестокостью к военнопленным, поэтому Петру Ященко пришлось вынести достаточно боли и истязаний. Он
прошёл три концлагеря, конечным из которых стал Бухенвальд. Но он выстоял, пережил четыре года ужаса.
Ещё одним участником боевых событий, происходивших на Ленинградском фронте был Илларион Петрович Авсеев. Он отправился на войну в 1941 году и служил рядовым 166-й
стрелковой ди-
визии 92-й армии. Умер в гос-питале №140 от множества ран.
Сергей Васильевич Беспалов был лётчиком, гвардии старшим сержантом, который воевал в небе на Ленинградском фронте. Совершил более 200 вылетов на вражескую территорию и трагически погиб в бою в июне 1944 года. Награждён орденом Красного Знамени, медалью «За боевые заслуги» и др.
Михаил Иванович Магазенко – служил командиром стрелкового отряда и погиб при защите Ленинграда в 1944 году.
Дмитрий Михайлович
Отставнов. Служил на Ленинградском фронте, однако, в 1942 году получил серьёзное ранение и был демобилизован. За свои подвиги получил множество медалей.
Василий Иванович Тюрев был призван на войну в 1941 году, когда немецкие захватчики вторглись на территорию Советского Союза. Воевал на Ленинградском фронте.

 

Те, кто пережил…

 

Блокадные годы – страшнейшее время для тех, кто оказался «заперт» в Ленинграде во время Великой Оте-чественной войны. Голодные годы, наполненные страхом и ужасом, до сих пор отзываются в сердцах наших современников. Подобный ужас никогда не должен повториться. В связи с Днём снятия блокады Ленинграда, мы вновь вернёмся к именам тех, кто смог не только пережить это, но и отважился об этом рассказать.
Макарова Зинаида Сидоровна была жительницей деревни Салтыково, которой было всего шесть лет, когда фашисты взяли в огненное кольцо город Ленинград, где она появилась на свет. Зинаи-да Сидоровна при жизни рассказывала корреспондентам «Народной трибуны» о страшном военном времени.
Часами им приходилось сидеть в бомбоубежищах, теснясь и вздрагивая каждый раз, когда над головой слышался звук разрывающихся снарядов. Как отмечала Зинаида Сидоровна, в основном прятались только дети и старики, а остальные помогали бойцам и ополченцам строить оборонительные сооружения и гасить зажигательные ракеты.
«Голод накрыл всех своим страшным крылом. Помню тот небольшой тоненький, тёмный кусочек хлеба, который давали нам пожевать раз в день. 125 граммов… И откуда только взрослые брали силы, чтобы ещё после такого пайка работать физически: на заводах, на строительстве по улицам заграждений-баррикад? Кроме того – круглосуточное дежурство на объектах жизнеобеспечения, на крышах домов и зданий», – так обо всём произошедшем рассказывала Зинаида Сидоровна. Полное интервью с ней до сих пор хранится в редакционном архиве.
По «Дороге жизни» Зинаида Сидоровна ехала вместе со своими старшими братьями. Они были замотаны в шали – в кузове «полуторки», прижавшись к матери. В это время над ними страшно гудели немецкие самолёты и взрывались бомбы. Машина, в которой ехала Зинаида Макарова, успела выскочить на землю, потому что ехала первой, а все остальные, кто ехал за ними, ушли под лёд…
В итоге Зинаида Сидоровна поселилась в селе Салтыково, вышла замуж за труженика тыла – Николая Ефимовича Макарова. В 1954 году они поженились, прожили вместе 56 лет и воспитали двух дочек и сына. И до самого конца своей жизни эта удивительная женщина, пережившая множество невзгод в военные годы, сохранила удивительный оптимизм и бодрость духа.
Родом из Салтыково ещё один свидетель событий блокадного Ленинграда – Василий Григорьевич Масленников. Он появился на свет в семье Масленниковых в 1929 году, когда они ещё жили своим хозяйством в селе. Однако, тяжёлое положение вынудило их отправиться в Ленинград, чтобы спастись от голода. Там молодые родители поселились в новостройках, недалеко от Невы и Володарского моста. Первое время семья Масленниковых радовалось своему решению покинуть деревню, ведь там и стол богаче стал, да и жизнь лучше стала. Но счастье длилось недолго…
Всё разрушилось в одночасье, когда и им пришлось пережить страшнейшее время, именуемое блокадой Ленинграда. Впрочем, дожить до конца войны удалось лишь Василию и его младшей сестре – Ирине. Отца семейства забрали в ополчение на исходе лета, но совсем скоро он вернулся и слёг с тяжёлой болезнью. Холодная зима принесла в дом Масленниковых первую смерть –
умер от голода отец семейства. В последний путь его прово-
жали на санках, потому что копать могилу не было сил.
Тогда Васе и Ирине, как и их утомлённой матери Евдокии Ивановне, казалось, что совсем скоро и их ждал конец. Голодные и несчастные, они буквально теряли силу воли и разум, когда видели что-то съедобное. На Финляндском вокзале им дали три буханки хлеба, на три дня, но они съели их за час.
На станции Жихаревка для обессилевших ленинградцев наступил рай, ведь именно там их кормили супом, гречневой кашей и даже колбасой. Последняя и сгубила Евдокию Ивановну, поскольку несчастная женщина не смогла остановиться и ела её вновь и вновь. Желудок просто не выдержал этого. Тогда Василий и Ирина совсем осиротели…
Как вспоминал Василий Григорьевич, до Салтыково добирались больше месяца, а приют нашли у дальней родственницы. Голод преследовал их даже здесь, пробирая до костей и не давая покоя. Но годы взяли своё. Василий Масленников женился, обзавёлся детьми и построил дом. После войны он ездил в Ленинград пару раз, пытался найти могилу отца. Однако, обнаружил в доме детства соседку, которая узнала в нём того самого мальчишку по имени Вася, который смог выжить, несмотря на все тяготы и лишения…

Страшные военные годы остались позади, но мир до сих пор пылает в огне, потому что новый виток фашизма вновь проснулся, но уже в братском государстве. Трагедия, случившаяся в Ленинграде, – это незаживающая рана в истории России. И именно поэтому мы обязаны сохранить память об этом дне и о тех людях, которые отдали свои жизни, защищая этот город, в назидание потомкам. В Калининском районе не осталось свидетелей тех страшных событий. Но мы будем помнить их имена…

Фото интернет-ресурса.