Что же такое маркировка? Маркировка товаров — это нанесение уникального кода, который несёт в себе полную информацию о товаре: название, где, кем и когда произведён, срок годности и т.д. Маркировка нужна для отслеживания государством движения товара от производителя или импортёра до каждого покупателя. Она позволяет упростить решение вопросов с контрафактом и некачественной продукцией.
Для упрощения процесса разработана единая цифровая система «Честный знак». Регистрация в системе – необходимое требование для всех предпринимателей-участников оборота маркированной продукции.
Какие категории товаров подлежат обязательной маркировке в 2020 г.?
- табак (с 1 июля)
- лекарства (с 1 июля)
- обувь (с 1 июля)
- фототовары (с 1 октября)
- парфюмерия (с 1 октября)
- шины и покрышки (с 1 ноября)
- некоторые товары лёгкой промышленности (с 1 января 2021 г.)
Как происходит процесс маркировки товаров?
- Вы регистрируетесь в Государственной системе мониторинга товаров (ГИС МТ)
- Заказываете код в ГИС МТ — цифровой код Data Matrix и наносите уникальный код на товар
- Код сканируется при продаже на кассе. В систему передаются сведения о выбытии продукции из оборота
Маркировка товара полезна не только покупателям, но и продавцам.
- Маркировка упрощает товарный учет,
- обеспечивает контроль перемещения товара,
- оптимизирует складской учет,
- упрощает инвентаризацию,
- помогает анализировать объемы продаж.
Для работы с маркировкой придется адаптировать бизнес-процессы и обучить персонал. Может потребоваться обновление онлайн-кассы. Однако, выполнение данных мероприятий является необходимым кроме того, продажа товаров и продукции без маркировки повлечёт наложение штрафов в размере от 5 000 до 10 000 руб. — для ИП и должностных лиц, от 50 000 до 300 000 руб. — для организаций (ст. 15.12 КоАП РФ).
Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн. руб. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тыс.руб.