Четверг, 28 марта, 2024    
Главная > "Поклонимся великим тем годам..." > Обычная жизнь обычного человека…

Обычная жизнь обычного человека…

В центральной части Калининского района, недалеко от районного центра на левом берегу речки Избухи (приток р. Баланда) раскинулось старинное село Шклово. По воспоминаниям местных жителей, основано оно было в конце XVIII века помещиком Владыкиным, переселившим сюда своих крепостных. Ничем особенным это село испокон веков не отличалось от других: жители занимались земледелием, сеяли рожь и овёс, избытки увозили по торговому тракту, который пролегал из Баланды в Елань.
Здесь 20 апреля 1925 года родился мой прадед Иван Яковлевич Прытков. Детство его совпало с героическим и трагическим периодом в истории Страны Советов – индустриализацией и коллективизацией. Судьба избавила от «лишних» сомнений и вопросов. Он рос, как и все советские мальчишки, которые учились, трудились, гордились своей страной, мечтали быть похожими на её героев и, когда придёт их черёд, совершить свой подвиг во имя Родины.
А пока что он помогал матери по хозяйству, косил траву, заготавливал сено, рыбачил с друзьями на берегу любимой Избухи, ходил в ночное. Пос-ле окончания школы, накануне войны он был направлен учиться на тракториста. Юноша увлечённо осваивал азы механизации и вождения, чтобы быстрее вернуться в родное село и принести пользу колхозу.
Он был молод, полон сил, надежд и стремлений. Впереди была дорога, наполненная радостью труда и счастьем строительства новой прекрасной жизни. Но всё это разбилось об одно короткое и страшное слово: «Война!»
Когда она началась, Ивана на фронт не взяли, слишком молод был. Но и у остававшихся в тылу в годы войны забот было предостаточно. Не щадя себя, трудился на колхозном поле и семнадцатилетний Иван Прытков. Но, как ни старались подростки и женщины, ушедших в армию мужчин-колхозников заменить они не могли.
А в феврале 1943 года забрали Ивана Яковлевича Прыткова на фронт, подошёл его призывной возраст. Он был направлен Свердловским райвоенкоматом в распоряжение командира 9-й запасной стрелковой бригады в г. Пугачёв. Как свидетельствует «именной список призывников 1925 года рождения и старших возрастов», рядовой Прытков Иван Яковлевич (под номером шесть в списке) имел при себе пиджак, шапку, исправные валенки, две пары чистого белья, два полотенца, кружку и ложку.
Город Пугачёв, где Иван Прытков проходил военно-учебную подготовку, как и вся страна, жил напряжённой жизнью. Вся жизнь города была перестроена на военный лад. Самый мирный завод – деревообрабатывающий, и тот был объявлен оборонным. Здесь стали выпускать пароконные фургоны, ящики для реактивных снарядов «Катюша», лыжи. Из Липецка был эвакуирован ремонтный завод, который также выпускал продукцию для фронта: различные заготовки для боеприпасов. Отсюда в звании младшего сержанта Иван Яковлевич был отправлен на фронт под Запорожье.
Сюда к весне 1943 года были оттеснены немцы. Здесь ими был создан так называемый Запорожский плацдарм, а в ночь с 12 на 13 октября 1943 года развернулось решающее наступление советских войск, здесь начался штурм города.
В рядах наступавших частей Красной Армии находился и мой прадед. В то время он был помощником командира взвода автоматчиков. Во время штурма командир взвода был убит, и командование взводом принял на себя помкомвзвода Иван Прытков.
Немцы яростно оборонялись, разрывная пуля снайпера настигла и его. Иван потерял сознание. Очнувшись ночью, он услышал немецкую речь. Это фашисты собирали с поля боя трупы своих солдат. Он попытался было ползти, но правая рука и нога не шевелились. В это время немцы достреливали красноармейцев, подававших признаки жизни. Иван сумел притвориться мертвым, немцы его не заметили. Утром санитары перенесли его в санчасть. За одну эту ночь рыжеволосый красавец Иван поседел.
К концу декабря 1943 года Запорожье было окончательно освобождено, но прадед об этом узнал уже из сводок Сов-информбюро. После ранения Иван Яковлевич был отправлен в тыловой госпиталь в Баланду, практически домой.
Здесь, далеко от линии фронта, не рвались снаряды, но легче не было. Врачи и медперсонал буквально валились с ног от усталости, делая всё возможное и невозможное для спасения раненых. В Баланде Ивану Прыткову провели операцию, вынули осколки. Но не все. Часть осколков до самой смерти оставалась в его теле, причиняя боль и сообщая об изменениях погоды.
Как ни рвался сержант Прытков на фронт, но из-за второй группы инвалидности он смог продолжить службу только в нестроевой части. Войну он закончил в Белоруссии, победу встретил во Владимире-Волынском.
Немного наград на его бое-вом кителе. Не гонялся он за славой. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Иван Яковлевич Прытков был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Вернувшись к мирной жизни, прадед продолжил учёбу – поступил в техникум. Работал продавцом, заведующим клубом, агентом Госстраха в Калининске … Выполнял самые что ни на есть мирные, далёкие от войны действия.
По воспоминаниям родственников, никогда ни на что не жаловался, считал себя счастливым человеком, из-за того, что судьба даровала ему возможность, пройдя через суровые военные испытания, вернуться к родным и близким. Его не стало в 2016 году, когда мне было всего лишь десять лет. Помню его крепкие руки, которые до последнего не знали отдыха, его ласковую улыбку, которую он дарил нам, внукам и правнукам. А ещё, помню слёзы на глазах, когда он смотрел фильмы о войне, напоминавшие о том, что не имеет срока давности. Он считал, что прожил обычную жизнь обычного советского человека.
Но так уж случилось, что для меня эта обычная жизнь моего прадеда представляется совсем необычной…
Дарья ФИЛИППОВА, ученица 10 класса СОШ №1.