Суббота, 20 апреля, 2024    
Главная > Люди земли Калининской > В нашей семье защитников помнят

В нашей семье защитников помнят

Узнала о том, что можно поведать на страницах районной газеты о близких – защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны и решила поделиться воспоминаниями о своём свёкре – Филипущенко
Александре Николаевиче (на верхнем снимке второй слева во втором ряду).

Он родился 14 июня 1916 года в деревне Николаевка, тогда Свердловского района. В семье было трое детей, Саша был младшим. В два с половиной года он остался сиротой, и малышей забрал к себе родной дядя. В большой семье жили дружно.
После окончания седьмого класса Саша Филипущенко пошёл учиться в ФЗУ на механизатора. Вернулся в колхоз, получил трактор, и растили они хлеб вместе с братом Иваном. Вскоре и семьёй обзавёлся, мечтал о большой и дружной семье. Но сразу после свадьбы Александра Николаевича призвали в армию, а тут и Великая Отечественная война началась. Осенью 1941 года забрали на фронт и брата Ивана Филипущенко.

О войне свёкор вспоминать не любил. Но всё-таки небольшие эпизоды рассказывал, и они хранятся в моей памяти. В первые дни войны Александр Николаевич попал в окружение. Шли ночами, а днём прятались в зарослях. Один раз, выйдя разведать дорогу, (был одет в гражданскую одежду) нарвался на немцев. Те окружили его, стали толкать и смеяться. Александр Николаевич стал им говорить, что он крестьянин из соседнего села. Один из немцев задрал ему рубашку, а под ней – солдатская нательная рубашка со штампом. И просто чудом можно назвать то, что немцы ударили его прикладом, выпустили очередь поверх головы из автомата и ушли. Придя в себя, отец вместе с раненым офицером грязные и голодные почти месяц добирались к своим.
Их встретили настороженно. Долго длились допросы, потом расформировали по разным час-тям. Было так, что, когда поднимались в атаку, винтовка была только у каждого третьего солдата. Когда убивали солдата с винтовкой, её поднимал выживший солдат без оружия. Идти же нужно было только вперёд. Впереди – враг, сзади – отряд НКВД с пулемётами и автоматами.
В пехоте Александр Николаевич служил недолго. В мирной жизни он был механизатором, и его отправили под Курск водителем танка. Курская битва – кровавая и страшная. Танки неслись по ямам и буг-рам, сквозь пули и взрывы. Перед боем на них высаживали десант. Солдаты срывались, падали от пуль прямо под гусеницы танков. А в наушниках приказ – только вперёд!
Горько плакал мой родной человек, когда рассказывал о том, как после жестокого боя он вылез из танка, и ему стало плохо от увиденного: все гусеницы были обмотаны кишками…
В боях под Курском Александр Николаевич потерял два танка, часть экипажа. Самому повезло, выжил. Шёл с боями дальше. Тонул на Днепре зимой, на всю жизнь заработал бронхит. Бои, бои, жизнь можно было сравнить с адом.
Только под Веной удалось сделать небольшую передышку. Написал письмо домой жене и сестре. Вложил фото, которое бережно хранится в семейном архиве вот уже восемь десятилетий. До Берлина Александр Николаевич Филипущенко не дошёл 18 километров. Сильным взрывом подбило танк, как вылез из него, не помнил. Обгорелый и раненый очнулся в госпитале. Весь экипаж погиб. После лечения его оставили в Берлине, нужны были рабочие руки, и домой он вернулся только летом 1946 года. На груди – боевые медали и орден Красной Звезды. И только в 1958 году фронтовик узнал, что живёт с пулей под лопаткой.
А если вернуться чуть назад, то летом 1945 года суп-
руге Александре Андреевне сообщили, что в Михайловку в сельский Совет пришла похоронка. Она бежала бегом четыре километра, думала, что это страшное известие о муже. Нет. Это была похоронка на его брата Филипущенко Ивана Николаевича.
Александр Николаевич о смерти брата узнал, когда вернулся домой. Он тогда в пояс поклонился своей тёще, которая дала ему оберег, когда он уходил из дома. Он свято верил, что это он спасал его в страшные
дни войны.
Бывший фронтовик, вернувшись к мирной жизни, пошёл работать в Таловскую МТС механизатором. Спустя 20 лет, по состоянию здоровья его перевели мотористом на МТФ, где он и работал до последних дней своей жизни. Умер Александр Николаевич Филипущенко в 1983 году.
Я попала в дружную семью. Сына и двух дочерей воспитал фронтовик. Он сам был человеком большой доброты, которой хватало на всех. Любил семью, особенно детей и внуков. О войне рассказывать не любил, всегда на глаза наворачивались слёзы. А на самом видном месте в доме висела фотография погибшего брата Ивана.
Отец так и не узнал, где и как он погиб. Мы же только в 2000 году в «Книге Памяти» прочитали, что Филипущенко Иван Николаевич погиб в г. Бреслау 25 февраля 1945 года. Там, в братской могиле он и похоронен.
И не могу вот о чём не рассказать. Когда в с. Михайловка открывали памятник погибшим односельчанам, отец собирался на мероприятие с большим волнением. Одел костюм, взял букет цветов, чтобы возложить к монументу с фамилиями погибших односельчан, в том числе и родного человека. Но фамилии Филипущенко ИванаНиколаевича на плите не оказалось. Александр Николаевич домой вернулся быстро, был очень расстроен. Я подсела к нему, постаралась успокоить и попросила рассказать о войне. Это был первый и единственный раз, когда отец говорил долго…
Почти 40 лет минуло с тех лет, как нет рядом с нами родного фронтовика. 74 года назад закончилась Великая Отечественная война. Время быстротечно, но не властны годы над памятью. Мы помним, какой ценой была добыта победа. И об этом всегда будут помнить наши дети и внуки.